logo
Комитет по культуре, молодёжной политике и спорту администрации Тулунского муниципального района

График работы:

Понедельник – пятница с 08.00 до 17.00
Суббота, воскресение – выходные дни

Алла Дианова. История, рассказанная без слов…

Обычно, для того, чтобы рассказать о чем-то, выразить свои чувства и эмоции, люди используют слова. Сегодня мы беседуем с человеком, который живет под девизом «Танец вместо тысячи слов». Каждое движение танцора, каждый жест, каждое па, взмах рук или поворот головы – это слово, отражающее яркие краски эмоций, это монолог, история, не рассказанная, но показанная и интуитивно понятная каждому зрителю. У нас в гостях главный хореограф Межпоселенческого дворца культуры «Прометей» Алла Дианова.

– Алла Анатольевна, говорят, что все начинается с семьи и все мы родом из детства. Расскажите о своих корнях и истоках.

– Родилась я в городе Черемхово, в семье инженеров. Несмотря на техническую специальность, мама всегда была вовлечена в культурную жизнь, или, как это называлось раньше, в самодеятельность. Много лет пела в известном в городе народном ансамбле «Зоренька». Когда подросли мы с сестрой, также пришли в этот коллектив. Окончив школу, я поступила в Улан-Удэнский институт культуры на кафедру народного вокала.

– Неожиданный поворот. Откуда же взялась хореография? Что стало той поворотной точкой, той яркой вспышкой, что определило выбор профессии?

– Как ни странно, желание заниматься танцами, стать хореографом-постановщиком, «выросло» из серьезных проблем со здоровьем. Все детство – больницы, процедуры, ограничения в физической активности, запрет на занятия спортом, подвижными играми. Энергия просто не находила выхода, а лечащий врач сказал: «Или набирай массу, или укрепляй мышечный скелет». Какая молодая девушка выберет набор веса? Стала понемногу заниматься, делать упражнения. Поняла, что вокал – не совсем мое, хотя, бросив институт, вернувшись в Черемхово, пойдя работать во Дворец культуры им. Горького, набрала свою вокальную группу. Постепенно поняла, что мне интереснее придумывать и ставить для своего коллектива сцендвижение, всевозможные разводки и рисунки, чем отрабатывать вокальные партии. В 27 лет, никому ничего не сказав, уехала в Иркутск и поступила в училище культуры на хореографа. Было сложно среди молодых, растянутых и подготовленных 17-летних девчонок. Но, как говорили преподаватели: «Мы тебя держим не за выворотность, а за светлую голову». Закончив училище, получила на выбор три варианта распределения. Приехала посмотреть, что там за Тулун такой, сразу почувствовала, что я дома. С тех пор, уже больше 20 лет, живу и работаю в Тулуне.

– Есть ли у Вас ориентиры в мире профессиональной хореографии – постановщики, исполнители, руководители коллективов, которые являются для Вас своеобразными маяками, на которых Вы равняетесь?

– Безусловно, это реформатор и теоретик балета Жан-Жорж Новерр, Морис Бежар, постановщик, мастер сюжетной хореографии, радевший за индивидуальность каждой партии, стремившийся к тому, чтобы танец из синхронного повторения набора движений стал драматической ролью, а танцор – актером. Всю жизнь учусь у признанных мастеров российской хореографии – невероятной работоспособности у Игоря Моисеева и подчеркнутой женственности, легкости, потрясающей красоте при кажущейся простоте рисунка танца – у руководителей ансамбля «Березка».

– А какая из Ваших постановок, на Ваш взгляд, самая удачная? Любимое Ваше детище?

– Могу вспомнить несколько постановок, которые, возможно, не запомнились зрителям, но стали лично для меня в чем-то знаковыми, прорывными, постановки, в которых появилась новая для меня, как постановщика, стилистика, которые были удачно решены. Это яркие, энергичные танцы – «Кошки-мышки», «Царевны», «Славянский», «Любить вопреки всему».

– В репертуаре Ваших коллективов народные, эстрадные, современные танцы. Во многом это определено спецификой работы – как часть большого коллектива дворца культуры Вы должны готовить номера, вписывающиеся в тематику крупных мероприятий учреждения. А к чему у Вас больше лежит душа? Если предоставить полную творческую свободу – какое направление стало бы, возможно на время, превалирующим?

– Театр танца. Но, никогда не откажусь от постановок народно-сценических танцев, эстрадного танца и пластики. Это самые любимые мои направления. И не только мои, на любом мероприятии самые востребованные, находящие самый горячий отклик у зрителей, именно народно-сценические танцы. Немудрено – в них душа народа, наш генетический код.

– Вы возглавляете 2 хореографических коллектива – ансамбль «Энергия» и образцовый детский коллектив «Вдохновение». Более 100 детей. Скажите, какой возраст самый сложный? Когда происходит наибольший отсев участников?

– Нет простых и сложных возрастных групп. В работе с каждой из них есть свои особенности – малыши непривычны к физическим нагрузкам, дисциплине, работе в коллективе, быстрее устают и теряют концентрацию. В старших группах приходят проблемы взросления, отрицания авторитетов, попытки более ярко проявить свое «Я», борьба за лидерство, нехватка времени из-за загруженности в школе. Отсев же происходит очень быстро – буквально в первые месяцы занятий. Нормально, когда отсеиваются дети, которым хореография чужда, их чаще всего приводят родители в попытке закрыть собственные гештальты, воплотить в детях свои не реализовавшиеся мечты. Гораздо обиднее, когда перспективный и «загоревшийся» танцем ребенок бросает занятия из-за занятости родителей, каких-то бытовых проблем.

– Каждый ли может прийти к Вам в коллектив? Есть ли категорические – «Нет, хореография не для тебя»?

– Я набираю детей любого возраста и уровня подготовки в коллектив круглый год. Мы любительский коллектив, не профессионалы. Безусловно, есть дети, которым все дается сложнее. Главная проблема – конечно же, здоровье. Заболевания сердца, потеря зрения, проблемы с мышечным и костным каркасом заставляют искать индивидуальный подход и уровень нагрузок. Но, учитывая мою собственную историю – при желании занятия танцами возможны и для не очень здоровых детей. Куда большая проблема – природное отсутствие музыкального слуха и чувства ритма. Опять-таки, и это вполне решаемо.

– В чем секрет успеха? Какие качества помогают Вам более 30 лет с улыбкой и позитивом каждый день приходить к детям, менять их к лучшему, добиваться поставленных целей?

– Пожалуй, не буду оригинальной и, как большинство педагогов, отвечу – терпение, терпение и еще раз терпение. Вода камень точит, а присущую мне когда-то нетерпеливость и желание быстрого результата стараюсь в себе безжалостно искоренять. С годами поняла, что главное – методичная и кропотливая ежедневная работа, именно она приносит плоды.

Не менее важны для меня терпимость и принятие – терпимость помогает понять каждого ребенка, его индивидуальность, а принятие – стойко смиряться с обстоятельствами. Бывает бесконечно обидно, когда талантливый и перспективный ребенок бросает занятия, или уезжает с родителями в другой город. Порой приходится переделывать практически готовый танец, менять концепцию, перестраивать рисунок. Но творческий коллектив подобен человеку – сегодня он здоров и бодр, а завтра его лихорадит, и работа стоит на месте. Главное в этот момент абстрагироваться и помнить, что все в наших руках и безвыходных ситуаций не бывает.

– Вы более 30 лет в профессии. Есть ли ученики, пошедшие по Вашим стопам, выбравшими хореографическое искусство своей стезей?

–  Да, я стараюсь поддерживать связь с бывшими учениками, соцсети нам в помощь. Знаю о минимум трех ученицах, избравших хореографию своей жизненной стезей. Одна из них закончила факультет культуры и искусств Омского государственного университета, руководит хореографическим коллективом, еще одна продолжает танцевать в одном из коллективов города Братска, одна – ищет себя в хореографических студиях Иркутска. Счастлива, что сумела передать свою любовь к танцу своим воспитанникам.

– Есть ли несбывшиеся мечты, планы, осуществление которых еще не случилось? Непоставленные номера, неисполненные творческие задумки, а может быть что-то материальное – оборудование, костюмы, реквизит?

– Актеры и режиссеры в таких случаях обычно грустят о несбывшемся «Гамлете», а у нас все проще – плановая работа, попытка воплотить в жизнь давние задумки. Сейчас мечтаю поставить довольно-таки масштабную композицию, в которой будут задействованы все три возрастные группы наших танцоров. Что касается материальной базы – я работаю во Дворце культуры, занятия проходят в отличном зале. Что касается костюмов – всегда хочется больше, еще более оригинальных и качественных. Но это желание любого руководителя, а мы живем в реальном мире и стоимость одного комплекта костюмов на постановку в 15-20 участников весьма «кусается». Подходим к пошиву очень щепетильно. В ноябре прошлого года образцовый коллектив «Вдохновение» стал лауреатом Международного Байкальского АРТ-фестиваля «Vivat, талант» и председатель жюри фестиваля, ведущий специалист по хореографическому жанру Иркутского областного Дома народного творчества Ольга Горина особо отметила наши костюмы. А если говорить о мечте – давно мечтаю побывать на мастер-классе выдающегося танцора Николая Цискаридзе, уже 10 лет возглавляющего Академию русского балета им. Вагановой. Обучалась на его вебинарах, но хочется лично увидеть, пообщаться с этой легендарной личностью.

– Благодарим за интервью, Алла Анатольевна. Желаем Вам и Вашим коллективам непрерывного творческого роста, покорения новых вершин, ярких, запоминающихся хореографических постановок.

А. Киселева