logo
Комитет по культуре, молодёжной политике и спорту администрации Тулунского муниципального района

График работы:

Понедельник – пятница с 08.00 до 17.00
Суббота, воскресение – выходные дни

Подведены итоги районного конкурса «Белые росы»

В последние годы активно обсуждаются проблемы защиты культурной самобытности и сохранения разнообразия культур. Такие проявления нематериального наследия, как традиционная народная музыка, танцы, праздники, устные традиции и языки малых народностей находятся под угрозой исчезновения. Неосязаемая природа этого наследия делает его уязвимым к изменениям. Один из наиболее эффективных путей сохранения нематериального наследия – это сохранение посредством записей, архивирования, а также активная поддержка мастеров – носителей и молодых исполнителей фольклорных традиций. С этой целью в Тулунском районе проходит фестиваль «Белые росы». Прочувствуйте это название – «Белые росы», в этих словах неоднозначный смысл… Это белые, т. е. чистые, верные россы, россияне, в них надежда, вера, любовь, покой и свет в душе.

Материалы, представленные на конкурс – фестиваль «Белые росы», уникальны и бесценны – это легенды, сказки, пословицы, поговорки, песни, обряды, праздники. Легенда из поселка Ишидей о реке Каша, записанная Светланой Тюковой, история речки, истоки которой были у подножия Саянских гор, а свои чистые ледяные воды несла она к реке Икей. Да только не было у той речки названия – речка да речка. Вот пошли как-то два рыбака на рыбалку на эту самую безымянную речку. Наладили снасти, развели костёр, повесили котелок над костром и затеяли кашу из пшена варить. Сучья в костре трещат, каша в котелке бурлит, а рыбаки наши сидят на берегу да байки травят – кто больше прошлой зимой зайцев добыл да у кого куры лучше несутся. А каша всё бурлит и бурлит в котелке… Тут посмотрел один из рыбаков на речку и говорит: «Смотри-ка, речка-то как бурлит – словно каша в нашем котелке!» Второй усмехнулся в ответ: «А ведь и правда на кашу в котелке похожа! Вон как закипает! Чисто пшено булькает! Вот так речка! Речка-каша!»

Так и повелось с тех пор – стали нашу речку-красавицу Кашей называть.

Сбор материала на конкурс проводили не только работники учреждений культуры, образования, но и простые сельские жители, в семьях которых традиции сохранялись и передавались из поколения в поколение.

Одна из рассказчиц Кирсанова Анна Васильевна, которая прожила всю жизнь в д. Большой Одер. Вот что она рассказала Татьяне Сапеге из д. Нижний Бурбук: «В деревне была трудная жизнь, успевали не только работать, но и свадьбы играть». Раньше в сваты приезжали, иногда даже не видя свою невесту. Родители выбирали своему сыну ли дочери, как называла Анна Васильевна, по породе. Это означало, что если в какой-то семье были, например, люди ленивые, не рабочие, то от таких отговаривали. Родители заранее присматривались к будущей половине сына или дочери. Главным было характер и работоспособность.  Но, а если девка нравилась, то засылали сватов. Часто бывало так, что брак был не радостным событием для молодых, а против желания жениха или невесты. Сватов называли «густыми». Обязательно обвязывали их полотенцем, чтобы было видно кто сват. Сваты брали с собой булку хлеба, четверть самогона, кусок сала. Заходили в дом и спрашивали:

«Вы сваты пустите нас в хату,

а то мы померзли на лютом морозце

при большой дороге»

Или просто сваты говорили: «Пойдешь за Ивана?». Родители не сразу давали согласие, ссылаясь на разные причины. Если невеста давала согласие, то садились за стол. Затем приглашали родню и гуляли заручины. Вот тогда звучали песни:

Во горенке во новой, во новой,

Стоял столик кедровой, кедровой, кедровой.

На нем чайник золотой, золотой, золотой.

Полон чаю налитой, налитой, налитой

Свет Василий подходил, Алексееич подходил

чашку чаю наливал, наливал, наливал.

Свою Дарью угощал, угощал, угощал.

Выпи Дарьюшка душа, ой душа, ой душа,

Выпи чашку от меня, от меня, от меня.

Чашку чая не хочу, не хочу. не хочу.

Но вас Вася полюблю, полюблю, полюблю.

 

К сожалению, уходят от нас кладези мудрости, таланта, наши уважаемые старожилы, которые смогли когда-то поведать нам частичку нашей истории. Необходимо прилагать все усилия, чтобы сберечь и сохранить нематериальное культурное наследие наших предков для будущего поколения.

Воспоминания Клавдии Павловны Захватаевой из поселка Ишидей были представлены Светланой Тюковой, которая совместно с Анной Данилиной озвучила фрагменты песенного репертуара, звучащий на сельских свадьбах.

Из рассказов Клавдии Степановны: – традиционные обряды раньше сопровождали невесту и жениха ещё до официального сватовства. Помочь влюблённым соединиться в браке помогали специальные «припевки», в которых обязательно упоминали имена жениха и невесты:

«Хороший молодец- – Сидор Аверьянович!

Ему прилюбовалась – Клавдия Павловна!»

Пели эти «припевки» во время «толоки» – при выполнении работы или по вечерам на посиделках за вязаньем или шитьём.

После «припевок» наступал черёд сватовства. Разговор вели сваты от жениха и невесты:

«Охотники наши ходили рядышком и наглядели лису. Лиса побежала к вам во двор», «У вас говорят девица Клавдия есть. А у нас купец Сидор».

Нашли свое место на конкурсе и мистические истории села Умыган, представленные коллективом культурно – досугового центра. Еще, наверное, в каждой деревне, до сих пор от наших мам и бабушек можно услышать рассказы о местных колдуньях и знахарках, об их белой и черной магии. И на удивление в большинстве случаев это были рассказы не о добрых бабушках знахарках, а именно о тех, кого боялась вся деревня, и ведь в селе их было не одна, и не две, а в каждом краю и на каждой улице! Рассказы об этом могут не иметь исторического основания, тем не менее, они полезны и являются частичкой картины мира, где отражается менталитет населения и духовное наследие села. Колдовскими историями мы не поделимся, а вот рассказом одной из жительниц села Умыган о сне в курятнике напишем: – Вижу, совсем измучалась моя невестка. Не спит наш Матвей ночью, и все тут! Понесли, говорю! Ведь и мы молодые носили своих деток, и нас носили. Ну так вот, после того как куры на насест сядут, успокоятся, приготовятся ко сну, ребенка заворачивают в одеяло и несут в хлев (стайку). Как только зашли в курятник, открывают ребенку личико и читают три раза заговор: «Курочки – сестрички, возьмите ночнички, отдайте сыночке (или дочке и имя ребенка) сон. Ну, вот не знаю, это помогло или нет, а наш Матвей спал потом по ночам. Так же я и старших внуков носила и тоже вроде помогало. Ведь не просто так это выдумали люди, помогает ведь этот заговор!».

Душевные рассказы Любови Павловны Майоровой из села Бадар о своем дедушке Букашове Иосифе Григорьевиче, уроженце Белоруссии, наполнили наш фестиваль теплом и добрыми воспоминаниями. Дедушка Иосиф сам плел верши для ловли рыбы. Он говорил: «Сегодня нужно надрать лыко, а то прутья подсохнут, а время пришло – новую вершу плести».  Верша – старинная рыболовная снасть, которая всегда кормила семью. И в своем рассказе автор поделился её изготовлением.

Для работников учреждений культуры «Белые росы» — это огромный опыт собирательской работы и возможность выразить преданность истинно – народной культуре. И накопленный материал станет еще одной визитной карточкой нашего Тулунского района.

Поздравляем победителей конкурса – фестиваля «Белые росы», коллективы: 1 место – МКУК «Культурно-досуговый центр д. Нижний Бурбук», 2 место – МКУК «Культурно-досуговый центр п. Ишидей», 3 место – МКУК «Культурно – досуговый центр с. Умыган», Специальный приз – МКУК «Культурно-досуговый центр с. Бадар».

 

Елена Лисицкая