ЛИЛИЯ КОРЕНЕВА. МЕЛОДИЯ СЕРДЦА
«Лилия Коренева. Мелодия сердца»
Есть люди, чей жизненный путь напоминает резкую хаотичную какофонию смыслов и звуков, большинство проживают свои жизни под нудное рэп-бормотание рутины и повседневности, а есть среди нас редкие исключения – щедро одаренные Господом личности, чей жизненный путь подобен гениальной мелодии, наполненной гармонией и светом. Сегодня я хочу чуть ближе познакомить вас с таким человеком, щедро делящимся с окружающими своим душевным теплом и талантом, доброй «феей музыки», как называют ее коллеги и ученики – главным хормейстером Дворца культуры «Прометей», Заслуженным работником культуры Иркутской области Лилией Кореневой. По большому счету, Лилия Владимировна в представлении не нуждается, ее прекрасно знают и любят наши земляки. Много лет она преподает в Детской музыкальной школе города Тулуна, создала и руководит народными вокальными ансамблями «Гамма» и «Взрослые девчонки», детским коллективом «Капельки», трио и дуэтами, работающими на базе Межпоселенческого дворца культуры «Прометей». За свой многолетний самоотверженный труд награждалась грамотами администрации города и района, министерства культуры и архивов Иркутской области.
– Добрый день, Лилия Владимировна. Надеюсь, наш разговор сегодня пройдет «как по нотам». И начнем мы с первой ноты, ноты с которой все начинается.
«Дом, где все начиналось»
– Лилия Владимировна, расскажите, где Вы родились, музыкальной ли была Ваша семья?
– Родилась в городе Усолье-Сибирское, но когда мне было два с небольшим года от роду, родители переехали в Тулун. Так что считаю себя коренной тулунчанкой. Семья была далека от музыки, хотя отец иногда пытался что-то наигрывать на аккордеоне. Из воспоминаний детства – бабушка часто пела народную «Туман яром». Она стала традиционной колыбельной нашей семьи.
– А Вы сразу решили, что станете музыкантом, певицей?
– О нет. В раннем детстве я, как и весь Советский Союз, восхищалась нашей прославленной чемпионкой Ириной Родниной и мечтала стать фигуристкой. Как многие, наверно, пыталась «грациозно» кататься в шерстяных носках по крашеному полу, вместе с племянницей разучивала поддержки и выбросы. Правда, выступала всегда в роли партнера. Но секций фигурного катания в городе не было, да и осознание того, что телосложение мое мало подходит для подобных видов спорта, пришло довольно рано, так что с этой мечтой я распрощалась. Затем мечтала стать милиционером. Читала много книг, как художественных, так и узко специальных, эта профессия казалась очень интересной и престижной. А потом, то ли увидела концерт по телевидению, то ли услышала по радио записи Елены Образцовой, но поняла – хочу быть оперной певицей.
«Решение, определившее судьбу»
– Что определило Ваш выбор жизненного пути? Как Вы пришли в профессию?
– За компанию. Многие подружки ходили в музыкальную школу, решила попытать счастья и я. Не ставя в известность родителей, сама написала заявление и пошла на экзамены. И, как в классической мелодраме, таланты героини никто не оценил. В общем, традиционное «Приходите завтра», дорогая Фрося Бурлакова. Не прошла по слуху, но в кандидаты записали и пообещали взять, если отсеется кто-то из набора. В итоге, взяли меня в декабре, пришлось нагонять пройденное. Окончила музыкальную школу по классу аккордеона, учителем моим был Николай Емельянович Козик. А дома пела в ванной, там акустика хорошая. Соседи говорили родителям – «Как интересно ваша девочка поет», а я пыталась подражать оперным певицам.
– А затем учеба по профилю?
– Мое решение поддержала только мама. Все родственники говорили – «Нужна нормальная профессия, выучись на медика или инженера, а потом пой, если захочешь». Но я поехала поступать в Иркутский педагогический институт и …перепутала вход на кафедру. Поступила на математический факультет, проучилась год и поняла, что не мое совсем, что я разрушу свою жизнь. С боем забрала документы, поступила в музыкально-педагогическое училище, по специальности «учитель музыки». Окончив училище, приехала в Тулун, пошла работать в 20 школу. Проработав два месяца, потеряла голос – слишком много пришлось говорить, слишком большая нагрузка на связки.
– Наверное, тогда казалось, что жизнь кончилась?
– Да. Но в жизни всегда есть место чуду. Я пошла в храм, приняла крещение, начала петь в церковном хоре. И голос постепенно вернулся. Из школы я ушла. А в храме пою до сих пор. Это важная часть моей жизни.
«За кулисами»
– Зрители, пришедшие на концерт, сидящие в зале, наслаждающиеся искусством, редко представляют себе закулисную жизнь артистов. Приоткройте завесу. Вы в профессии более 30 лет, скажите, Вы по-прежнему волнуетесь, выходя на сцену?
– Еще как. Бывают случаи – недавний плановый концерт, обычное сольное выступление и вдруг «накрыло». Вцепилась в кулисы, уперлась каблуками в пол и сказала, что ни за что не выйду. Отрывали от кулис всем коллективом, а директор «Прометея» лично выпихнула на сцену. Случается. А вообще, я согласна с мнением, что если артист перестает волноваться перед выступлением, начинает жить по принципу «пипл схавает», то все, он закончился, нужно уходить.
– А за кого волнуетесь больше – когда выступаете сами, или когда на сцену выходят Ваши ученики, Ваши коллективы?
– Больше волнуюсь за коллективы. Коллектив – лицо руководителя, показатель его мастерства, его уровня как специалиста. Если что-то идет не так – значит в любом случае это твоя недоработка, значит, что-то не донес, мало репетировал, плохо подготовил. Когда выступаю сама, знаю, что за счет опыта и профессиональной подготовки, сумею что-то завуалировать, сделать вид, что все идет по плану, что все так и задумывалось. А вот дети могут и запаниковать. Так что, да – волнение за коллективы всегда намного больше.
– Бывали ли курьезные, веселые или не очень случаи во время Ваших выступлений?
– Конечно, мы ведь работаем в режиме реального времени, не в записи, когда можно что-то исправить, вырезать. В жизни бывает всякое. Пару раз мои коллективы не успевали вовремя выйти на сцену, добегали уже во время звучания музыки. Чаще всего такое происходит по вине организаторов мероприятия – участников переставляют местами, кто-то не приехал, к примеру, на конкурс и хронометраж сбивается. Такое не забудешь, удар по нервам очень серьезный, хотя со временем уже можно рассказывать об этом с улыбкой, но во время ЧП и сразу после, эмоции конечно захлестывают.
«Факты, известные не всем»
– Позвольте немного проникнуть за кулисы Вашей частной жизни. Вы счастливая жена, мать и бабушка. А на хобби время остается?
– Хобби – кулинария, все, что касается выпечки. Особенно люблю расписывать разноцветной глазурью фигурные пряники и печь тортики. Украшение тортов – это отдельный вид искусства. Сейчас столько видео в Интернете, столько всевозможных курсов и мастер-классов. Хочется попробовать воплотить в жизнь все интересные модные новинки – и зеркальную глазурь, и мастику, и айсинг, и различные виды кремов и декор-гелей, и посыпок, и декоративных фигур из шоколада. Со временем на воплощение в жизнь всех идей сложнее – пеку в основном в выходные и по ночам.
– Что насчет домашних животных?
– Всю жизнь были кошки. Сейчас – аквариумные рыбки. Но животные – это в ведении супруга, его увлечение и ответственность.
– Дача, грядки, морковки – цветочки?
– Обязательно. Заканчивается один дачный сезон, начинаются мысли о следующем – что посажу, что нужно переделать на даче. Особых предпочтений нет, все как у всех – овощи, ягодные кустарники, цветы. Работа на земле, физический труд позволяют переключиться, «перезагрузить» голову. Земля как будто убирает все наносное, все тяжелые мысли, раздражение, сглаживает неурядицы. Ну и в хозяйстве польза, все-таки все свое, свежее, натуральное. От дачи не откажусь ни за что!
«Соль профессии»
– Что для Вас интересней – подбирать репертуар, репетировать, или сам момент выступления на сцене? А может, самое интересное – это награждения по итогам каких-либо конкурсов или фестивалей?
– Казалось бы, выступления, волнение и ответные эмоции публики должны быть на первом плане, но нет. Все же, видимо, я больше педагог, чем «артистка». Любимый процесс – репетиционный, когда произведение начинает обретать форму, проявляются партии, когда вокальный коллектив уже «распробовал», загорелся произведением, которое ты, как руководитель, по сути, навязываешь исполнителям.
– Специфика профессии такова, что к одному мероприятию вы готовите песню о Родине, к другому – что-то военно-патриотическое, к женскому дню – лирическую песню о любви, а к профессиональному конкурсу – классическую арию. А что же из всего многообразия музыкальных жанров и направлений предпочитает исполнять сама Лилия Коренева? Какую музыку слушает дома или в машине?
– Люблю русский рок. Классику русского рока, особенно группу «Пикник», с удовольствием слушаю Диану Арбенину. Привлекают рокеры прежде всего искренностью, умением откровенно говорить о том, в чем мы сами себе боимся признаться, о том что живет где-то в глубине души и выходит на поверхность нечасто – например во время бессонницы, в 3-4 часа утра. Конечно, слушаю и классику, особенно оперные и симфонические произведения. Под домашние дела люблю слушать беседы искусствоведов и культурологов о музыкальных инструментах, о великих композиторах и их произведениях.
«Окрыляя мечтой»
– Пастернак писал о необходимости самоограничения и скромности творца. Мы помним строки о том, что «не надо заводить архива, над рукописями трястись». А все же, Лилия Владимировна, сознайтесь, считали, сколько учеников прошло через Ваши руки за годы работы в музыкальной школе?
– Никогда не считала. Зачем? Хотя помню каждого ученика – и по имени и в лицо. Все же в каждом из них оставляешь частичку себя, частичку своей жизни.
– Первый коллектив, который Вы создали?
– В детском саду Гидролизного завода, куда ходила и моя дочь, создала ансамбль «Капельки». Впоследствии эти «Капельки» выросли в первый состав «Взрослых девчонок». Сейчас тем малышкам уже под тридцать, а у «Взрослых девчонок» уже четвертый полностью обновленный состав. Потом, практически из семейных посиделок, вырос ансамбль «Гамма», который я считаю частью своей семьи – в нем почти двадцать лет пели мои племянницы, сестра, сейчас присоединилась бывшая участница «Девчонок».
«Сила искусства»
– И сколько из Ваших учеников выбрали своей жизненной стезей профессию музыканта? И желаете ли Вы своим подопечным столь сложной судьбы?
– Поддерживаю отношения со многими бывшими учениками, особенно выпускницами ансамбля «Взрослые девчонки». Многие из них в институтах и университетах становились участниками студенческих хоров, вокальных коллективов. А профессиональными вокалистками стали трое. Окончили профильные ВУЗы и СУЗы, работают. А насчет профессии – да, она не простая в эмоциональном плане, в плане самоотдачи. Зато крайне интересная, лабильная, всегда в непосредственном контакте с людьми. Поэтому, если есть талант и желание чего-то добиться – добро пожаловать в профессию.
– По Вашим наблюдениям, кто чаще покоряет профессиональные вершины, добивается успеха в жизни – искрометные таланты или неистовые трудяги, заменяющие недостаток «Божьей искры» упорным трудом?
– Выигрывают упорные трудяги. Те, кому легко все дается, не ценят данного им свыше таланта. Отсеиваются, забрасывают учебу и карьеру именно самые талантливые. Бывает невыразимо жаль наблюдать, как уходят такие ученики под предлогами «не хватает времени», «сложная ситуация в семье», «другие жизненные приоритеты». Думаю, здесь работает закон равновесия – одни добирают недостаток таланта упорным трудом, другие теряют из-за равнодушия и лени.
«Достучаться до сердец»
– Мы много говорили сегодня о профессии педагога, наставника. И все же эта тема бесконечна. В чем, по-Вашему, секрет успешности в этой профессии?
– Так странно… Именно сегодня думала о том, что же все-таки является для меня определяющим в профессии. Итог размышлений достаточно банален – главное, это искренняя любовь к детям, к своим ученикам. Без нее никак. Можно бесконечно повышать свой профессионализм, наращивать опыт, в чем-то «выезжать» за счет наработок, но заставить себя полностью ежедневно отдаваться процессу обучения, в чем-то терпеть, что-то прощать невозможно без любви.
– Мы начали наше интервью с размышлений о том, что судьба человека схожа с мелодией. Итак, Лилия Владимировна, а с какой мелодией, с каким музыкальным направлением Вы сами ассоциируете свою жизнь и судьбу?
– Неожиданный вопрос. Но если подумать, это далеко не бравурный марш и не легкий вальсок. Оперных страстей также удалось избежать. Пожалуй, первое, что приходит в голову – симфония. Сложная структура, переплетающиеся и находящиеся в постоянном конфликте между собой главная и побочные партии. И обязательная развязка в конце произведения.
– Желаю Вам и читателям, чтобы неизбежная развязка наших жизненных симфоний все же была мажорной. Спасибо за интервью!
Интервью провела А. Киселева